МБОУ "СОШ №69 с углубленным изучением отдельных предметов"
Удмуртская Республика, г. Ижевск
  • Профориентация

       Проведение профориентации в школе в течение нескольких лет показало, что оно очень актуально. Поскольку многие учащиеся 9-11 классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Иногда выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что может обеспечить ошибки в выборе профессии. Часть подростков недостаточно знает о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывает свои профессиональные интересы и склонности. Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончании обучения не знают, кем можно пойти работать. 
       Поэтому цель  профориентационной работы – оказать помощь учащимся в осознанном выборе профессии, формировании дальнейшего образовательного маршрута.
       Важно создать условия для психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении обучающихся, оказать помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии обучающимся, у которых менее выражен интерес  к профессии.
       При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
    1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой только  с обучающимися 9 -11классов. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
    2) Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
    3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
       В школе отрабатывается система профориентационной работы, задачами которой являются: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда; научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности) и реализующаяся согласно утвержденному плану на учебный год.  
       В начале учебного года был утверждается план профориентационной работы, являющийся частью плана работы школы на текущий год.
       В школе проходят 1 раз в неделю   уроки «Мой выбор» для 8-9 классов и «Основы выбора жизненного пути старшеклассника для 10-11 классов.
       На данных уроках ребята проходят диагностику своих способностей, оценивают свои возможности, а также получают сведения о профессиях, их содержании, статусе на рынке труда, условиях образования, сроках обучения, перспективах трудоустройства). 
       Зачетной работой на предмете «Мой выбор» является мини-  проект «Моя профессия», где ребята рассматривают:
    - содержание профессии,
    -специализации профессии
    -личностные качества, требуемые к выбираемой профессии
    -ограничения по здоровью
    -учебные заведения после 9 класса, а затем после 11 класса
    -выбирают профиль и экзамены.

       Традиционно сформировалась своеобразная технология предпрофильной ориентации в 7, 8, 9, 10, 11 классах, включающая в себя диагностику познавательных интересов и профессиональной направленности. 
       Используемые методики:
     1. Анкетирование по изучению профильных и профессиональных намерений (сентябрь) 
    2. Методика «Профиль» А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной (изучение интересов в выборе профессии) (ноябрь). 
    3. Методика Л. Йовайши «Опросник профессиональных склонностей» (изучение склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности) (декабрь). 
    4. Анкетирование «Мои профессиональные намерения» (январь). 
    5. «Тип мышления» модификация Г.В. Резапкиной (февраль) 6. «Диагностика стиля общения» Г.В. Резапкиной (январь) 
    7. Анкетирование обучающихся с целью изучения дальнейшего образовательного и профессионального маршрута (апрель).
    -используются активизирующие формы работы:  
    игры, составление «Дерева роста», «Мой жизненный план», игра «Аукцион ценностей». 
       Также ребята могут пройти тестирование самостоятельно на платформе «Лифт» и на сайте «Атлас пофессий».
        В программе ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills В 2021-2022 учебном году приняло участие 3 педагога и три обучающихся МБОУ СОШ №69: Борисова А.А., Липина Е.В., Ванюкова В.В. и Ульянова Алиса (9а кл.), Чернова Анастасия (8г кл.), Ванюкова Алёна (9а кл.). 18.11.2021г. данные педагоги посетили совещание для наставников-компатриотов, которое проходило на базе МБОУ СОШ №49, поближе познакомились с компетенциями, в которых им предстояло готовить участников: "Преподавание в младших классах", "Дополнительное образование детей и взрослых", "Дошкольное воспитание". Один педагог (Борисова А.А.) прошел курсы подготовки наставника-компатриота на базе БПОУ УР «УРСПК» и получил Паспорт компетенций (Skills Passport) по комптенеции "Преподавание в младших классах". Заинтересованность учащихся и педагогов, их подготовка дала свои плоды: на сетевых соревнорваниях JuniorSkills в декабре 2021г. среди участников 1 участие, 1 диплом II степени, 1 диплом I степени. Победительница сетевых соревновапний Ульянова Алиса под руководством Борисовой А.А. прошла в муниципальный этап соревнований и заняла там 2 место. В следующем году состав наставников-компатриотов от нашей школы планруется сохранить и усилить за счет еще одной комптенции - "Физическая культура, спорт и фитнес".
       В 2021-2022 учебном году учащиеся 8г класса участвовали в городском конкурсе “Мой профессиональный выбор”. К сожалению, ребята не прошли в финал конкурса. В следующем году планируем снова попробовать свои силы в данном конкурсе.
       Видеоуроки “ПроеКТОриЯ”.
       Учениками 5-11 классов просмотрены выпуски:
    -«Стоп! Снято!»
    «Пит-стоп»
    «Вот это номер»
    «Модный разговор»
    «Формула успеха»
    «Полный улет».

    Билет в будущее - это проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов школ, который реализуется при поддержке государства.

    Профориентационное тестирование - тесты, разработанные профориентологами, помогут: 

    определить профессии, которые подходят вам больше всего;

    получить объективную оценку, а также рекомендацию, оказывающие косвенное влияние на принятие решений;

    о будущем;запустить процесс самоопределения;

    сделать правильный выбор и сменить профессию, которая надоела, больше не вызывает вдохновения.

    Шоу профессий - это проект, который в формате ярких видеовыпусков расскажет тебе о самых важных и интересных профессиях.

    Ворлдскиллс Россия Автономная некоммерческая организация «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» – функциональный преемник Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Целью организации является развитие движения Ворлдскиллс в Российской Федерации.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie