Проведение профориентации в школе в течение нескольких лет показало, что оно очень актуально. Поскольку многие учащиеся 9-11 классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Иногда выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что может обеспечить ошибки в выборе профессии. Часть подростков недостаточно знает о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывает свои профессиональные интересы и склонности. Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончании обучения не знают, кем можно пойти работать.
Поэтому цель профориентационной работы – оказать помощь учащимся в осознанном выборе профессии, формировании дальнейшего образовательного маршрута.
Важно создать условия для психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении обучающихся, оказать помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии обучающимся, у которых менее выражен интерес к профессии.
При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой только с обучающимися 9 -11классов. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
В школе отрабатывается система профориентационной работы, задачами которой являются: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда; научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности) и реализующаяся согласно утвержденному плану на учебный год.
В начале учебного года был утверждается план профориентационной работы, являющийся частью плана работы школы на текущий год.
В школе проходят 1 раз в неделю уроки «Мой выбор» для 8-9 классов и «Основы выбора жизненного пути старшеклассника для 10-11 классов.
На данных уроках ребята проходят диагностику своих способностей, оценивают свои возможности, а также получают сведения о профессиях, их содержании, статусе на рынке труда, условиях образования, сроках обучения, перспективах трудоустройства).
Зачетной работой на предмете «Мой выбор» является мини- проект «Моя профессия», где ребята рассматривают:
- содержание профессии,
-специализации профессии
-личностные качества, требуемые к выбираемой профессии
-ограничения по здоровью
-учебные заведения после 9 класса, а затем после 11 класса
-выбирают профиль и экзамены.
Традиционно сформировалась своеобразная технология предпрофильной ориентации в 7, 8, 9, 10, 11 классах, включающая в себя диагностику познавательных интересов и профессиональной направленности.
Используемые методики:
1. Анкетирование по изучению профильных и профессиональных намерений (сентябрь)
2. Методика «Профиль» А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной (изучение интересов в выборе профессии) (ноябрь).
3. Методика Л. Йовайши «Опросник профессиональных склонностей» (изучение склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности) (декабрь).
4. Анкетирование «Мои профессиональные намерения» (январь).
5. «Тип мышления» модификация Г.В. Резапкиной (февраль) 6. «Диагностика стиля общения» Г.В. Резапкиной (январь)
7. Анкетирование обучающихся с целью изучения дальнейшего образовательного и профессионального маршрута (апрель).
-используются активизирующие формы работы:
игры, составление «Дерева роста», «Мой жизненный план», игра «Аукцион ценностей».
Также ребята могут пройти тестирование самостоятельно на платформе «Лифт» и на сайте «Атлас пофессий».
В программе ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills В 2021-2022 учебном году приняло участие 3 педагога и три обучающихся МБОУ СОШ №69: Борисова А.А., Липина Е.В., Ванюкова В.В. и Ульянова Алиса (9а кл.), Чернова Анастасия (8г кл.), Ванюкова Алёна (9а кл.). 18.11.2021г. данные педагоги посетили совещание для наставников-компатриотов, которое проходило на базе МБОУ СОШ №49, поближе познакомились с компетенциями, в которых им предстояло готовить участников: "Преподавание в младших классах", "Дополнительное образование детей и взрослых", "Дошкольное воспитание". Один педагог (Борисова А.А.) прошел курсы подготовки наставника-компатриота на базе БПОУ УР «УРСПК» и получил Паспорт компетенций (Skills Passport) по комптенеции "Преподавание в младших классах". Заинтересованность учащихся и педагогов, их подготовка дала свои плоды: на сетевых соревнорваниях JuniorSkills в декабре 2021г. среди участников 1 участие, 1 диплом II степени, 1 диплом I степени. Победительница сетевых соревновапний Ульянова Алиса под руководством Борисовой А.А. прошла в муниципальный этап соревнований и заняла там 2 место. В следующем году состав наставников-компатриотов от нашей школы планруется сохранить и усилить за счет еще одной комптенции - "Физическая культура, спорт и фитнес".
В 2021-2022 учебном году учащиеся 8г класса участвовали в городском конкурсе “Мой профессиональный выбор”. К сожалению, ребята не прошли в финал конкурса. В следующем году планируем снова попробовать свои силы в данном конкурсе.
Видеоуроки “ПроеКТОриЯ”.
Учениками 5-11 классов просмотрены выпуски:
-«Стоп! Снято!»
«Пит-стоп»
«Вот это номер»
«Модный разговор»
«Формула успеха»
«Полный улет».
Билет в будущее - это проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов школ, который реализуется при поддержке государства.
Профориентационное тестирование - тесты, разработанные профориентологами, помогут:
определить профессии, которые подходят вам больше всего;
получить объективную оценку, а также рекомендацию, оказывающие косвенное влияние на принятие решений;
о будущем;запустить процесс самоопределения;
сделать правильный выбор и сменить профессию, которая надоела, больше не вызывает вдохновения.
Шоу профессий - это проект, который в формате ярких видеовыпусков расскажет тебе о самых важных и интересных профессиях.
Ворлдскиллс Россия - Автономная некоммерческая организация «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» – функциональный преемник Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Целью организации является развитие движения Ворлдскиллс в Российской Федерации.